Для того, чтобы воспитать в человеке определенные качества, не обязательно быть специалистом в области педагогики. С грудного возраста ребенок подвергается воспитанию со стороны родителей, бабушек и дедушек, даже старших братьев и сестер. Все вышеперечисленные «воспитатели» не имеют педагогического образования, но формируют у ребенка представления о хорошем и плохом, о законах поведения в обществе и многом другом.
Итак, воспитание – это процесс включения детей в быт и общественную жизнь, а также становление личности ребенка.
Воспитание – явление наследственное. Образцы и способы воспитательного процесса передаются в семье из поколения в поколение. Также и с воспитанием в профессиональном смысле. Существует множество работ по педагогике, повествующих о правилах воспитания детей. На основе этих работ строится система дошкольной педагогики.
В педагогической системе принято строить процесс воспитания по определенной модели. Существует три модели воспитания:
- прагматическая
- антропоцентристская
- социетарная.
Каждая из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от цели воспитательного процесса.
Также воспитание имеет свои виды. Они не подвержены единой классификации и различаются по области применения.